Rynok №28
Travel Bag
je
Геппнеровская каменица

130.01 КБ

Еще одно интересное здание, находящееся на западной стороне площади, – Геппнеровская каменица, построенная для врача Д. Гепнера в 1570 году. Это еще один памятник Ренессанса.
Каменица известна тем, что тут провел свою последнюю ночь перед казнью Иван Подкова. Живя среди казаков, он выдавал себя за брата молдавского господаря Иоана III Водэ Храброго, возглавлявшего национально-освободительное движение и убитого турками. Когда слухи об этом дошли до молдаван, они снарядили посольство и просили его занять престол. Подкова вторгнулся в Молдавию и низвергнул с престола воеводу Петра Хромого. Его поддержали народные массы. Он занял столицу и провозгласил себя господарём. Но король польский Стефан Баторий, написал своему брату, трансильванскому воеводе Христофору, чтобы тот оказал помощь Петру Хромому. Иван Подкова, видя, что ему не удержаться на престоле, решил оставить Молдавию и отправиться в Варшаву, чтобы оправдаться перед Баторием. Король, однако, в угоду туркам заключил Подкову под стражу и приказал казнить его во Львове. 16 июня 1578 года его вывели на площадь Рынок во Львове. После оглашения приговора казаку предоставили последнее слово. «Меня привели на смерть, хотя в своей жизни я не совершил ничего такого, за что заслужил бы подобный конец. Я знаю одно: я всегда боролся мужественно и как честный рыцарь против врагов христианства и всегда действовал для добра и пользы своей родины, и было у меня единственное желание — быть ей опорой и защитой против неверных». При этом он просил не казнить сопровождавших его товарищей. Выпив стакан вина, переданный верными побратимами, Подкова попросил их принести коврик. Став на колени, Иван прочитал молитву и перекрестился. И только после этого славному казаку снесли голову. Подкову похоронили в православной Успенской церкви. Однако казаки выкрали его тело, перевезли в Канев и похоронили в одном из православных монастырей под Чернечей горой. Казнь Ивана Подковы и превратила его в народного героя.
С XVI в. этот дом принадлежал преимущественно аптекарям и врачам. Здесь жил городской советник и врач Павел Геппнер, по имени которого и называют здание. Фасад каменицы изобилует латинскими афоризмами на моральную тематику. Над окнами третьего этажа слева видим надпись: “Probus invidet nemini” — “Мудрый не завидует никому», и дальше: «Чистота побеждает все», «Уважение — награда целомудрию». Ниже: «Где благодать, там и Бог», «Где излишества, там грех», «Где богатство, там приятели». Дальше очень характерное для эпохи Ренессанса высказывание: «Никогда полезное не уходит с прекрасным» и, наконец над главным порталом: “Deus meus et omnia” — «Бог мой и все”. Фасад каменицы украшают чудесный ренессансный портал и не менее великолепные резные обрамления окон с изображениями символа города – львов.

Rynok №24
Travel Bag
je
Массаровская каменица

125.16 КБ

На одной из дочерей Шольца женился консул Антонио Массари и получил в качестве приданого соседнее с домом Шольц-Вольфовичей здание на Площади Рынок под номером 24. Оно стало называться Массаровская каменица. В память о нем, в XX столетии на лестницах установили изображение крылатого лева — герба Венеции. В конце XVII - начале XVIII столетия дом приобрел городской советник Гордон (дом начали называть Гордоновский). В 1707 году здесь трижды останавливался Петр I.
В начале XX столетия здесь достроили четвертый этаж, установили барельеф (автор 3. Курчинский). Фрагменты старой конструкции, сохранившиеся после перестройки, свидетельствуют, что дом имел когда-то очень красивый интерьер. В этом доме найдены остатки гипокауста — средневековой системы воздушного обогревания.

Rynok №23
Travel Bag
je
Каменица Шольц-Вольфовичей

263.90 КБ

Наиболее интересным домом западной стороны площади является каменица Шольц-Вольфовичей - богатейшей мещанской семьи средневекового Львова. Каменица построена в 1570 году по заказу выходцев из Силезии в стиле немецкого Ренессанса. Вольф Шольц был главой многочисленного семейства: у него было 12 сыновей и 12 дочерей, которые унаследовали от отца получивших в наследство 25 тысяч червонцев, не считая земель, магазинов, товаров, движимого имущества. Украшением этого сооружения в стиле маньеризма стала высокохудожественная скульптурная композиция "Крещение", изображающая библейскую сцену с фигурами Иисуса Христа и Иоанна Крестителя, размещенная на углу дома на уровне третьего этажа. Кроме величественных композиций, здесь также нашлось место и для гротеска - скульптурные тогдашние «отцы города» изображены в обществе черта и шута.

Rynok №20
Travel Bag
je
Кайзеровская или Кралевская каменица

139.14 КБ

Скульптурное оформление дома № 20 выполнено приблизительно в 1786 году Ф. Олендзким. Во второй половине XIX столетия здесь находился магазин М. Димета, где в 1864 году впервые во Львове продавался «Кобзарь».

Rynok №18
Travel Bag
je
Гутетеровская каменица

107.85 КБ

Дом № 18 построен в середине XVI столетия. Имел большие залы, поэтому его часто использовали для банкетов и приемов. В 1672 году, во время осады Львова турками, здесь жил турецкий казначей, прибывший за выкупом. Аптека, находящаяся в доме на первом этаже, существовала уже в первой половине XIX столетия и называлась «Под золотым оленем». Ее собственником была семья Зенткевичей — аптекарским делом она занималась еще с XVI столетия. Во Львовском историческом музее хранится аптекарская ступа с фамилией Зенткевичей и датой — „1776”.

Rynok №14
Travel Bag
je
Венецианская каменица

136.29 КБ

Венецианская каменица была построена в 1589 году. Название пошло от далматинца Антонио Массари, которому дом принадлежал в конце XVI столетия. Антонио Массари приехал во Львов, принял городское гражданство, вступил в брак с богатой местной невестой. Занимался торговлей, а еще выполнял функции консула Венеции. Вот почему над входом герб Венеции — крылатый лев св. Марка. В 1589 году дом перестроил прославленный архитектор Павел Римлянин. А дата «1600», что на гербе, указывает год реставрации дома. 4-й этаж и рельеф - Меркурий в окружении пути - появились в 1920 г. Портал украшает крылатый лев с серебряной книгой в лапах. Это герб Венеции. Изображение крылатого льва - довольно популярный элемент архитектурных ансамблей города на воде. Он выгравирован на венецианских монетах и произведениях искусства, он украшает знаменитую венецианскую Часовую башню. Этот крылатый лев - символ евангелиста Марка, святого покровителя Венеции и всех ее жителей.
Здесь бывал Петр I, встречавшийся здесь с русинами. Ныне в этом доме размещается филиал Исторического музея, в котором хранится один из самых интересных львовских символов – флюгер «левчик». По преданию, он падал перед тем, как с городом должна была случиться беда. Последний раз он упал в 1825 г., когда рухнула ратуша. Больше его не стали ставить на крышу, а поместили в музей.

Rynok №10
Travel Bag
je
Дворец Любомирских

131.03 КБ

Замыкает восточный ряд Рыночной площади импозантный Дворец Любомирских. В современном виде он построен в 50-х годах XVIII столетия архитектором де Виттом на месте семи домов: двух от Рынка, трех — от улицы Русской и двух — от улицы Ивана Федорова. На портале с улицы Ивана Федорова сохранилась дата «1695». Характерной деталью дома является угол с декоративными изображениями оружия. Угол мешает прохожим, и ничего не поделаешь, он — опора всего сооружения. Сделал его по проекту архитектора С. Фессингера скульптор С. Кодецкий. Князь Станислав Любомирский, объединил около 1760 г. несколько домов и из них построил один - в стиле рококо. Строительные работы велись в течение трех лет: с 1760 до 1763 года. Были приглашены лучшие скульпторы и архитекторы Львова: Б. Меретин, М. Урбаник, Ян де Витте, С. Фесингер.
В одном из домов, вошедших комплекс, жил известный львовский поэт начала XVII столетия Шимон Шимонович. В 1767 году здесь останавливался на постой командующий русскими войсками генерал Кречетников. В 1772-1821 гг. в доме находилась резиденция австрийских губернаторов Галичины. В 1895 г. каменицу купило общество "Просвита" ("Просвещение"). 30 июня 1941г., после захвата Львова немцами, с балкона этого дома была провозглашена независимость Украины, что, в свою очередь, вызвало волну насилия со стороны нацистов.
Дворец Любомирских называют домом орла, поскольку аттик здания украшает скульптура срывающегося в полет орла. В настоящее время здесь представлены экспозиции Музея старинной мебели и фарфора.

Rynok №9
Travel Bag
je
Дворец архиепископа

139.94 КБ

Дом №9 был построен в XVII веке архитектором Я. Покоровичем для архиепископа С. Гроховского. Он имел 68 комнат. Особой роскошью отличались спальня и зал, выложенный плоским золотистым кирпичом и кафелем (так называемый Фарфоровый, или Золотой зал). К сожалению, от богатого внутреннего убранства дворца сохранились лишь отдельные фрагменты. В этом дворце гостили многие польские короли, однако прославился он пышной свадьбой, которую устроил для дочери гетман Адам Сенявский. Пригласить всех гостей в дом он не мог, так как закон запрещал звать более 18 чел. Поэтому для горожан, толпившихся на площади, больше часа лили венгерское вино по четырем водосточным трубам, пока не свалились даже самые стойкие гуляки.
В 1844 году дом передали католической семинарии. Была проведена реконструкция, во время которой исчез Золотой зал и вырос четвертый этаж. Весь дом сдавали в аренду - частично под типографии. С 1957 года — здесь городская библиотека для молодежи и юношества, кстати, одна из лучших в Львове.

Rynok №8
Travel Bag
je
Каменица Бернатовичей

137.78 КБ

Дом № 8 в XVII столетии принадлежал богатой армянской семье Бернатовичей. Перестроен в XIX столетии, от старого дома остался только цоколь. Почти сорок лет (с 1946 г.) здесь находился известный Львовский шахматный клуб, воспитавший Леонида Штейна, Александра Билявского, Марту Шуль и многих других. В клубе было всего три комнаты. В двух стояли длинные столы и лавки — здесь играли посетители. В третьей комнате — кабинете директора — играли избранные, уже на маленьких столиках, на каждом из которых лежала картонная доска. Но любителей старинной игры не пугали неудобства — клуб славился большой популярностью.

Rynok №6
Travel Bag
je
Королевская каменица

174.31 КБ

Настоящим шедевром является так называемый "дворец Корнякта" («Королевская каменица», каменица Собеского) - собственность богатого львовского купца греческого происхождения. Построенный в 1580 г. львовским архитектором Петром Барбоном по заказу одного из богатейших жителей Львова – Константина Корнякта. Грек по происхождению, Константин Корнякт был купцом, занимался продажей вина в городах Речи Посполитой, а позднее получил право взимать пошлины на Киевщине, Подолье, Волыни, Холмщине, Подляшье и в Галиции. С 1570 года он переезжает во Львов. В 1580 году богатый виноторговец выстраивает собственный дворец в стиле ренессанс. За основу использовались два смежных здания. Этим и объясняется количество окон на парадном фасаде. Их шесть, а не три. Дворец имеет уютный двор, так называемый итальянский дворик, окруженный с трёх сторон открытой трехъярусной аркадой. Корняктовский дом, к сожалению, не сохранился таким, каким был в 1580 г. Тогда у него был красивый многоколонный портал, который доходил до середины нынешнего тротуара (снесён в 1860 г.).
В XVII веке дворец Корнякта превратился в королевские апартаменты – здесь размещалась семья польского короля Яна ІІІ Собеского. Была создана зала для аудиенций, Итальянский дворик, трехъярусная аркада-лоджия. В тронном зале дворца в 1686 году произошло важное историческое событие – две державы - Россия и Польша заключили между собой «Вечный мир».
В 1709 году королевская резиденция была продана Северину Ржевускому. При новом хозяине были построены галереи. Ржевуские владели дворцом на протяжении столетия. После них дворец Корнякта переменил еще несколько владельцев, пока не перешел в 1910 году к Любомирским, которые открыли здесь городской музей.
В наше время во дворце Корнякта, как и в «Черной каменице» и доме Бандинелли, находится Исторический музей
В итальянском дворике проходят концерты, выставки, представления и другие художественные акции. Там даже несколько раз ставили «Ромео и Джульетту».

?

Log in

No account? Create an account